Демонтаж дымовых труб: как проводится снос кирпичных и железобетонных конструкций котельной

Как демонтировать дымовую трубу котельной Современная реальность привнесла в нашу жизнь не только достижения, но и смену экологической обстановки. Мы

Как демонтировать дымовую трубу котельной

Современная реальность привнесла в нашу жизнь не только достижения, но и смену экологической обстановки. Мы неоднократно подчеркивали тренд на экологичность. С этим связана и модернизация производств, а именно, обновление котельных. Опасные условия труда и множество ограничивающих факторов делают демонтаж труб котельных одним из самых трудоемких подвидов демонтажа труб. Наиболее часто приходится демонтировать трубы из кирпича металла или железобетона. Но вне зависимости от материала демонтируемой конструкции следует соблюдать целый ряд действий.

Этапы демонтажа труб котельной

Также, как и в любом виде демонтажа, все начинается с составления и согласования проекта. Затем необходимо отключить подачу топлива. Только после этого можно начинать демонтаж.

Первый этап – осматриваем котельную, анализируем общее техническое состояние конструкции. На этом этапе выбираем один из способов демонтажа (о них расскажем чуть ниже). На этом же этапе необходимо произвести осмотр прилегающей территории на предмет обнаружения опасных объектов. От этого тоже будет зависеть выбор способа демонтажа. Второй этап – измерительный. Здесь выполняем все необходимые замеры, расчеты и формируем проектную документацию. Перед началом непосредственно демонтажных работ необходимо получить разрешение на вывод объекта из эксплуатации, а также сформировать и согласовать календарно-производственный график.

Третий этап – размечаем пространство рабочей территории, создаем ограждение (как внешнее, так и внутреннее: защищаем остальные объекты, находящиеся на площадке). Четвертый этап – непосредственный демонтаж трубы котельной. Пятый этап – подписываем акт выполненных работ. Шестой этап – очищаем после себя территорию. Здесь стоит отметить, что полученные в ходе демонтажа материалы могут служить качественным вторичным сырьем (например, кирпич в строительстве временных дорог). Тем самым, мы экономим на материалах и заботимся об экологии.

Demontazh-trub-kotelnyh-2-1024x767.jpg

Способы проведения демонтажа труб котельных

В зависимости от сопутствующих условий, демонтаж труб котельных происходит одним из способов:

  • При помощи специализированной техники. Этот прием также называется «валка трубы», когда трубу надрезают и дают ей свободно упасть (необходимо наличие свободного пространства вокруг).
  • Промышленный альпинизм. Габаритную дымовую трубу разбирают вручную по направлению сверху вниз.
  • Направленный взрыв. Действенный метод, но требует соблюдения ряда условий: кроме наличия свободного пространства, радиус падения трубы при взрыве должен более чем в полтора раза превышать её высоту. В целом этот способ относится к разряду наиболее опасных. Предварительно должна быть проведена эвакуация людей, а также должен соблюдаться специальный общепринятый регламент при работе со взрывчатыми веществами. Кроме того, этот вариант относится к числу самых дорогостоящих.
  • Роботы-манипуляторы. Демонтаж управляется удаленно, но на площадке должен присутствовать технический персонал. Подобный метод в усовершенствованном виде был применен «Конструктив –СД» на особо опасном производственном объекте. Команда профессионалов демонтировала четыре котла котельной установки. Демонтаж производили с помощью робота, помещенного на уникальную, ранее не используемую платформу. При помощи крана робота поместили на верхний торец трубы. Оператор находился в передвижной бытовке и управлял роботом при помощи пульта, контролируя процесс через монитор. Конечно же, этот метод самый действенный и позволяет снизить риски человеческих жертв, в отличие от промышленного альпинизма.

Demontazh-trub-kotelnyh-3-1024x768.jpg

Какой способ выбрать, решается индивидуально на площадке путем анализа всех существующих условий. Но при выборе любого способа демонтажа его необходимо проводить с соблюдением всех необходимых требований и только при помощи профессионалов.

Сколько стоит демонтаж труб?

Ответ на данный вопрос складывается из ряда факторов. Во-первых, сложности расположения объекта и технического задания от Заказчика, во-вторых, от сопутствующих условий работы, в-третьих, от технических и других ограничений, например, ограничения по вибрации и шуму, необходимости получать разрешение от служб ЖКХ и так далее.

Demontazh-trub-kotelnyh-5-1024x576.jpg

Сопутствующих обстоятельств может быть очень много, поэтому стоимость услуг всегда рассчитывается индивидуально в конкретных случаях. Наша статья носит информационно-ознакомительный характер для того чтобы у читателя сложилось общее представление о трудоемкости процесса демонтажа труб различных категорий. Это не инструкция к применению. Мы надеемся, что после прочтения, вы поймете, насколько процесс демонтажа труб котельных увлекательный и сложный, и обратитесь по данному вопросу к проверенным профессионалам.

Источник

Причины разбора дымовых труб

Оставить трубу (особенно кирпичную) просто так, средь белого неба, довольно опасно и накладно. Сезонные перепады температур крайне негативно воздействуют на кирпичную кладку, постепенно вызывая трещины, и, как следствие, разрушая ее. При эксплуатации, внутри дымоотвода регулярно находится горячий воздух, что исключает температурные перепады, однако прогревать неиспользуемое сооружение экономически нецелесообразно.

старая дымовая труба

Старая дымовая труба

Как результат, намного проще произвести разово демонтаж трубы дымовой, чем трубы поддерживать в безопасном состоянии, затрачивая финансовые средства ежемесячно.

Что касается металлических труб, то их демонтаж требуется в тех случаях, когда происходит замена – демонтаж старой и тут же монтаж новой трубы. Либо, когда работа котельной прекращается навсегда. Естественно, в таком случае оставлять металлическую мачту опасно, тем более для котельных применяются трубы с минимальной толщиной стенки – со временем они могут прогнить у основания.

Определение состояния дымовой трубы

С 2003 г. на кирпичные и железобетонные дымовые трубы экспертные организации писали заключения, рекомендации которых владельцы дымовых труб обязаны были выполнять: нанесение на наружную поверхность паронепроницаемых железобетонной обоймы, штукатурки и краски. В результате такого «неправильного» ремонта ускорялось разрушение труб, поскольку, если разрушения стали заметны снаружи, то изнутри – уже труха. Цена замены дымовых труб после таких способов расширения рынка услуг по ремонту дымовых труб обошлась бы государству в несколько триллионов рублей. По мнению автора, те руководители предприятий, которые были введены в заблуждение экспертами и подрядчиками в надобности такого разрушающего ремонта, должны внести эти экспертные организации в список недобросовестных поставщиков. Необходимость отстранения «преступных» ремонтников вызвана и тем, что они продолжают создавать проблемы добросовестным подрядчикам, которые внедряют способы ремонта, сохраняющие дымовые трубы после варварских мероприятий. А экспертиза промышленной безопасности труб в таком случае – фикция, ведь эксперты измеряют не прочность несущего ствола кирпичной или железобетонной трубы, а прочность наружной корки. Но, поскольку трубы разрушаются изнутри кнаружи, то и осматривать несущий ствол нужно не снаружи, а изнутри, хотя осмотреть несущий ствол изнутри мешает кирпичная футеровка. Высверливать керны алмазными сверлами диаметром 50 мм, как это делается при проведении экспертизы, не только дорого и трудоемко, но и рискованно. Многочисленные отверстия от кернов ослабляют несущий ствол кирпичной или железобетонной дымовой трубы.

Решение о том, является ли дымовая труба аварийной, можно принимать только на основании расчета с точными данными измерений геометрии и прочности. Если снаружи прочность бетона составляет 20 МПа, а изнутри она нулевая, то придется не только снять футеровку, но и очистить несущий ствол до прочного основания (кирпича/бетона). Даже в этом случае мы не сможем узнать, как прочность меняется по всей толщине.

Замеров прочности должно быть не менее, чем один на 4 м2 поверхности ствола. Нашим специалистам пришлось разрабатывать свой метод определения прочности кирпича и бетона по всей толщине сверлением отверстия диаметром всего 10-12 мм. А поскольку погрешность измерения не превышает 20%, то перед проведением расчетов на прочность мы снижаем результаты замеров прочности кирпича/бетона на 20% и получаем реальную прочность с небольшим запасом.

Но более простой и дешевый метод определения состояния дымовой трубы – это ее визуальный осмотр инженером, который сам разбирал дымовые трубы отбойным молотком. Он уже знает, как выглядит бетон (кирпич) на участках, которые легко разбираются. Его оценка является даже более качественной, чем результаты обследования с измерением наружного слоя бетона (кирпича) склерометром.

Способы сноса демонтажа дымовых труб

demontaj-dymovyh-trub1-300x252.pngДостаточно часто на промышленных предприятиях делают техническое перевооружение, в результате которого приходится решать вопрос с дымовыми трубами, который заключается в принятии единственно верного решения – снос или дальнейшая эксплуатация. В некоторых ситуациях проще и дешевле снести дымовую трубу, чем продолжать её обслуживание.

Если даже конструкция не эксплуатируется, то она все равно должна быть технически исправна или удалена, что регламентируется «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб» и федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Поэтому для не эксплуатируемой дымовой трубы — демонтаж единственное верное решение.

Снос дымоходных труб промышленного назначения всегда представляет большую проблему:

  • большая плотность застройки промышленных районов;
  • наличие разветвленной сети коммуникаций, как воздушных, так и подземных;
  • производство невозможно приостановить;
  • аварийное состояние трубы, снос которой необходимо сделать;
  • короткие сроки для сноса и прочие факторы.

Краткий обзор существующих технологий

На сегодня, основные методики произвести демонтаж дымовой трубы, независимо от ее материала, можно разделить по следующим категориям:

  • поэтапная разборка, когда конструкция демонтируется последовательно сверху вниз;
  • обвал сооружения, используется на территории, свободной от прилегающих зданий;
  • взрыв, подход аналогичен предыдущему, однако процесс требует меньших трудовых и временных затрат.

Естественно, что предваряет процедуру сноса дымоотвода, исследование его состояния, а также прилегающей местности. Важным критерием выбора конкретной технологии разборки конструкции выступает материал ее изготовления, поскольку дымоход может быть металлическим, кирпичным или железобетонным. Выбор конкретной методики определяют сопутствующие факторы, а также расчет стоимости демонтажа дымовых труб. Впрочем, наибольшее распространение получили первые металлические и кирпичные виды дымоотводов, разборку или снос которых и рассмотрим далее более подробно.

Выбор исполнителя на ремонт (демонтаж) дымовой трубы

Для определения подрядчика, который обеспечит как безопасность персонала высотников, так и надежность и долговечность дымовой трубы, должен применяться особый алгоритм.

Ремонтных организаций сейчас больше, чем дымовых труб. Более или менее грамотных специалистов – единицы. Но обеспечить безопасность де-факто может не тот, кто имеет кучу разрешительных документов, а тот, кто имеет максимальный опыт самых сложных работ. Такие специалисты имеют и соответствующие их компетенции научно-исследовательские разработки в области промышленной безопасности, а применение технологий и конструкций, созданных на основе этих разработок, позволит обеспечить безопасную эксплуатацию дымовых труб на долгие годы, и, соответственно, снизить затраты на эксплуатацию энергетического комплекса. Например, специалистами нашего предприятия разработан проект дымовой трубы, в конструкцию которой встроен водогрейный котел. Котел является абсолютно взрывобезопасным, дешевле модульной котельной и имеет более высокий КПД. Зачем нести расходы на длинные коммуникации, если можно установить такую дымовую трубу с котлом рядом с потребителем тепловой энергии? Однако, ни один заказчик не согласится применить что-то новое, пока не увидит, что где-то это уже дает положительный результат. Изобретатель вынужден десятилетиями зарабатывать деньги, чтобы сделать опытный образец. А если, все-таки, ему удается продемонстрировать хотя бы одно из десятков его изобретений, тут же пираты разворовывают его интеллектуальную собственность, лишая изобретателя возможности внедрять другие его изобретения. В такой недобросовестной конкурентной борьбе были задавлены главные производительные силы страны – изобретатели.

Запущенность решения проблем дымовых труб и ухудшение безопасности при их эксплуатации возникла по макроэкономическим причинам. В России 10 тыс. труб выше 100 м, а замена такой трубы стоит выше 100 млн руб. Дороговизна ремонта продиктована отнюдь не численностью персонала, участвующего в ремонте, поскольку на дымовой трубе опасно размещать большое количество высотников. Причины высокой стоимости работ на дымовых трубах следующие:

а) высокая квалификация персонала;

б) дорогие технологии и оборудование;

в) высокие накладные расходы, в т.ч. и потому, что работы проводятся только летом.

Когда владельцы дымовых труб выставляют на торгах требования большого штата рабочих и ИТР, это говорит о полном отсутствии понятия о принципах безопасности на дымовых трубах. Проектные мероприятия должны максимально сокращать количество и время нахождения персонала на высоте. За тремя работающими альпинистами сверху наблюдать может только Бог, а не множество инженеров!

Требования, предъявляемые к демонтажу дымоходных труб

Перед началом производства работ по демонтажу необходимо произвести внимательный осмотр и trebovaniya-k-demontju-trub-224x300.jpgанализ состояния строения, в который входит определение процента износа как самой трубы, так и фундамента. Кроме этого необходимо сделать оценку надежности расположенных рядом строений.

Снос дымовой трубы может вызвать сейсмические нагрузки, особенно, если выбирается метод направленного взрыва или валка крупными фрагментами либо всей конструкции . Сейсмические нагрузки могут вызвать трещины в близлежащих постройках, выпадение стекол.

При сносе железобетонных конструкций или конструкций, находящихся в аварийном состоянии, возможны рикошеты осколков, поэтому следует предпринять меры для защиты близлежащих строений.

Перед демонтажом трубы производят осмотр местности на наличие коммуникаций, проверяют их состояние на прочность и надежность.

Главное условие при проведении работ по сносу дымовых труб – обеспечить безопасность людей и окружающих построек. Поэтому демонтаж дымовых труб необходимо поручать только профессионалам со всеми необходимыми документами и разрешениями.

Источник

Железобетонные конструкции

Характерная особенность подобных сооружений – высокая прочность материала используемого при монтаже, особенно на стыках блоков. Как правило, его прочность намного превосходит аналогичный параметр бетона. Поэтому ручной демонтаж водонапорной башни из железобетона потребует применения алмазных инструментов:

  • специальные канаты;
  • дисковые пилы;
  • установки для бурения.

Другая отличительная черта валки железобетонных конструкций – необходимость регулярного водяного охлаждения инструмента, что исключает выполнение работ при отрицательной температуре воздуха.

Проведение взрывных работ

Это альтернативный способ произвести демонтаж дымовой трубы котельной. Использование направленного взрыва для разрушения конструкции, предусматривает получения разрешения на проведение подобного рода работ. Дополнительные требования аналогичны, когда дымоход валится целиком:

  • расчет траектории падения;
  • подготовка площадки, соответственно высоте сооружения.

Нормативы, относительно последнего пункта, предусматриваю ограждение местности, на радиусе более 1,5 высот конструкции.

Непосредственно, демонтаж трубы взрывом – довольно быстротечное мероприятие, однако подготовительные работы и бумажная волокита, занимают существенное время. К негативным моментам относится высокая стоимость подобного рода работ.

Видео – неудачный демонтаж дымовой трубы взрывом в Польше:

Оставшийся вторичный материал

Демонтируемые металлические трубы, непригодные к дальнейшей эксплуатации, могут, отчасти, компенсировать стоимость работ. Обычно это стальные конструкции с толщиной стенок до 10 мм, которые после разборки можно сдать в пункты приема металлолома. Но бывает так, что трубы после демонтажа имеют неплохое состояние – это деловой металл. Такие трубы можно использовать в других целях, например, положить под дорогу, для слива или изготовления не ответственной емкости.

Хорошая дымовая труба после демонтажа

Хорошая дымовая труба бу после демонтажа

Разрушение кирпичного дымохода, особенно методом валки, сопровождается присутствием на месте обвала, изобилия строительного материла – лома кирпича. Часть кирпича остается целой и пригодной для использования в обустройстве собственного участка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...