Слова «тыква» морфологический и фонетический разбор

Конспект урока и презентация по теме ” Слова и слоги, ударение в словах” 1-йкласс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

https://accounts.google.com

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Приложение доступно в Google Play Приложение доступно в Google Play

Как перенести слово «тыква»

тыква
тыква

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физкультминутка для глаз Рудецкая Анна Николаевна

Слайд 2

А У МА МЯЧ

Слайд 4

А н я

Слайд 5

ТЫ КВА

Слайд 6

СО ВА

Слайд 7

А н я ТЫ КВА СО ВА

Слайд 15

Б У Д Ь Т Е З Д О Р О В Ы !

Слайд 16

Информационные ресурсы http://edaplus.info/food_pictures/strawberries.jpg – земляника http://stat8.blog.ru/lr/0933743b951e8e2db1a81ff8c4607450 -солнышко http://lenagold.ru/fon/clipart/b/bab/babochka265.jpg -бабочка http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcTIhtw_w14sYlIjzpvDKVCmgs8bDRKwKTsbwHIqYgCPII4Ztv6uDSiBoB7W –грибы http://lenagold.ru/fon/clipart/e/egik/egiky08.jpg -ёжик http://lenagold.ru/fon/clipart/e/egik/egiky43.jpg -ёжик с грибами

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте,
проведенного в 1 «В» классе 248 школы

Рудецкой Анной Николаевной

Санкт-Петербург

Тема:   Слова и слоги, ударение в словах

Цель:   Научить детей определять количество звуков в слове

Сопоставление понятий: слово — слог.

Различать звуковую форму слова и его значение.

Задачи:

  • Знать

          -что слово состоит из слогов, один из которых обязательно ударный     произносится с   большей силой и длительностью.

  • Понять

– что слово делится на части-слоги, и то, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  • Уметь

– делить звучащее слово на слоги, Называть в слоге гласный звук. Проводить  слого – звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знак ударения в  звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения

Личностные: осознание значимости правильного произношения слов.

Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова.

Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе.

Формы работы: Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы: Схемы слов и предложений, предметные картинки. Интерактивная доска, азбука

Литература: Л.Ф.  Климанова,  С.Г.  Макеева- Методическое пособие «Обучение Грамоте»

        В.В. Волина  -Занимательная Азбука. О.Д .Ушаков  правила русского языка.

План урока

 I.  Организационный момент-1мин

     1. Вступительное слово учителя

      2.Приветствие знакомство

       3.Пожелания, отличной совместной работой

II. Актуализация знаний -3мин

  1. Каким цветом обозначается , гласный, согласный ,и мягкий согласный в схемах.
  2. Работа с рисунками и схемой.

   III.  Изучение нового материала-10 мин

  1. Прочтение стихотворения, с картинками
  2. Изучаем схемы слов
  3. Работа с картинками
  4. Определить сколько слогов в словах.

    V.  Физкультминутка-2мин

   VI.    Закрепление изученного материала-13мин

                     Работа с Азбукой

 VII. физкультминутка-2мин

    VIII. Рефлексия-3мин

I.  Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Я читаю стихотворение, чтоб подготовить детей к новому уроку !

Проверь–ка, дружок,
Ты новый  готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

Какие вы молодцы, все готовы !! И конечно же мы можем начать урок!

III. Актуализация знаний

Расскажите, что мы обозначаем при помощи этих кружков?

(показываю детям зеленый, синий, и красный кружок)

-Какой звук обозначается зеленым цветом?

(Дети должны отвечать полным ответом-зеленым цветом обозначается мягкий согласный звук)

– Приведите пример мягкого согласного звука  (мь,ть,ль)

-А какой звук обозначается синим цветом?

– Приведите пример мягкого согласного звука (м,т,л)

-Какой звук обозначается красным цветом?

– Приведите пример гласного звука (а, у, о)

  

-Ребята взгляните на схему под рисунками, как вы думаете какое слово там прячется? Кот или кит?

  

-Правильно это кот.

 А почему слово КИТ не подходит?  ( В этом слове первый звук – мягкий согласный)

 мы можем приступить к  новой теме.

  IV.         Изучение нового материала                                           I

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

(Во время чтения стихотворения учителем  дети видят всплывающие слоги на доске) слайд 1

Дружат гласная с согласной,

 Составляя вместе слог.

 «Ма» и «ша», запомни «Маша»,

 К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

 Получаются слова.

 «Ты» и «ква»,

 А вместе «тыква».

 «Со» и «ва» – читай: «сова».

Соединили мы два слова –

 И предложение готово!

 Дождь идет! Гремит гроза!

 Улетела стрекоза.

– Ребята, а давайте посмотрим посмотрите на доску и рассмотрите рисунки и схемы.

– Кто изображен на рисунке?

(ответ детей, на рисунке изображена девочка Маша)

– Да Маша, давайте подставим вашу руку к подбородку, и произнесем это  слово, повторяйте за мной. МА-ША,

-Сколько раз подбородок коснулся руки? 2 Раза, это нам говорит что в слове Ма-ша, 2 слога.  .

В слове МАША два слога, то есть две части. Все слова состоят из частей, которые называются СЛОГИ.

-Давайте рассмотрим слово тыква, подставляйте руку к подбородку, и говорите в слух – ты-ква, сколько слогов у вас получилось?- (ответ)

-Молодцы ребята, вы попробуете узнать сколько слогов в слове сова?

ВЫВОД: ИТАК, МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СЛОВА СОСТОЯТ ИЗ ЧАСТЕЙ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ СЛОГИ. Повторите.

        III

А сейчас все дружненько посмотрим  посмотрите на доску, какие животные изображены на картинке?

-Кот и слон, правильно, сколько слогов в этих словах)

(ответы детей-в этих словах 1 слог)

-Давайте посмотрим следующую картинку, кто же на ней?

(ответы дете1- на картинке лиса,утка)

-Кто же из вас мне сможет сказать сколько слогов в этих словах?

(ответы детей)

– А кто же у нас на третьем рисунке что это за птицы?

-А теперь давайте еще раз вернемся к нашим схемам, посмотрите на первую картинку, слон и кот, сколько гласных звуков в этих словах? А сколько слогов?

( в этих словах 1 гл.звук и один слог)

-а сколько в слове лиса гл. зв?  А слогов?

– и наконец в слове голуби, 3 гл,зв, и три слога,

-смотрите как интересно получается, сколько в словах гл.зв, столько и слогов.

-Какой вывод мы с вами можем  сделать ребята?

-Что в слове столько слогов сколько гл.зв.

ЗАПОМНИТЕ правило: в слове столько слогов сколько гл.зв.

 ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛО хором: в слове столько слогов сколько гл.зв.

– Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово,

Как на дольки ШО – КО – ЛАД

-А теперь давайте это трудное слово разделим на слоги: ШО-КО-ЛАД

-Кто скажет сколько гл зв? Значит слогов сколько?(ответ детей, в этом трудном слове 3 слога)  

        V.  Физкульт-минутка

СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ОТДОХНЕМ, И РАЗОМНЕМСЯ ПОД ФИЗКУЛЬТ- МИНУТКУ.( включаю физкульт минутку)

                                    VI.    Закрепление изученного материала

IV

        -Молодцы ребята вы справились с этим заданием, теперь мы поработаем с учебником. Откройте пожалуйста учебник на стр 54.

Все открыли, молодцы, посмотрите, пожалуйста на изображение и скажите кого мы видим на картинке? Да правильно видим мы – Машеньку, она пошла в лес по грибы, по ягоды и заблудилась…. Ей страшно, и надо позвать на помощь своих близких: бабушку, дедушку, и братишку.

-Кого же Машенька позовет первым, давайте рассмотрим  схему, каким  цветом обозначен первЫЙ ЗВУК?

(ответ детей-   ПЕРВЫЙ ЗВУК – мягкий согласный)

-Какое слово туда подойдет? Может быть ба-бу- шка?

-Конечно же нет, слог ба, начинается с твердой  согласной.

-Может братишка? Давайте проверим?

(ответ детей)

– Кто же у нас остался? ДЕ-ДУ-ШКА, подходит?

(ответы детей)

-Давайте позОвем, дее-душка, кто услышал а какой слог произносится с большей силой?

СЛОГ, КОТОРЫЙ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙ СИЛОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ УДАРНЫМ СЛОГОМ. Над ним в схеме ставится знак ударения.

-Посмотрите на маленькую черточку сверху над первым словом.

Эта черточка обозначает ударный слог, а слог который произносится с большей силой называется ударным.

(остальные слова по аналогии)

 -Посмотрим что у нас дальше, а дальше у нас картинки, скажите что это за цветок? Роза- сколько в слове роза слогов, как вы думаете? 2-правильно, а какой слог мы выделяем в слове роза? Правильно, РО- кто мне скажет почему?

(ответы детей)

-А в слове пила?-2,  а в слове барабан?-3 правильно, шар- сколько здесь гласных-1, значит и слог всего один.

-Дальше мы видим карандаш, и мышку, что рисует карандаш, а мышонок что подумал? (ответы)

 -А в конце кого увидел на картинке? Ко-шку, сколько слогов в слове ? —      – Какие слова вы еще знаете которые начинаются на слог- ко?

VI

-Сейчас я вам расскажу одну историю: Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, Поляк – на предпоследнем, Англичанин– на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е.  произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.

– Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга?

(Тот, у которого первый слог ударный).

Аналогичная работа проводится с другой парой слов кружки- кружки

        VII

Сейчас мы с вами сновА перейдем к Азбуке на страницу 56, кого мы видим на картинках? Правильно это (называют дети) им пришла весточка от принца, давайте им поможем?

— Принц приказал объявить во всеуслышание, что во дворце в честь его новых друзей Ани и Вани объявлен бал! Но на бал попадет тот, кто разгадает секрет двух слов (зáмки — замки́).

– Давайте попробуем разгадать секрет этих слов.

– Рассмотрите рисунок. Что такое зáмок? Сколько замков на картинке?

– Что такое замок? Сколько замков на рисунке? – Рассмотрите схемы этих слов. Что заметили?

– Послушайте как произносятся эти слова. Услышали отличие в произношении?

!!!! В первом случае 

Эти слова пишутся одинаково. Их нельзя отличить, если не произнести.

Когда мы их произносим, то выделяем ударный слог. В  слове зАмки мы выделяем голосом ПЕРВЫЙ слог ЗА,  а во втором слове замкИ – ударный слог  – КИ. Ударение помогает нам различать слова по смыслу.

– Наши герои теперь могут спокойно попасть на бал. Рассмотрите рисунки, что им надо выбрать?

Молодцы ребята мы справились с заданием, и нам помогло в этом ударение.

– Назовите обувь. Произнесите слова, выделяя голосом ударный слог. (башмаки, лапти, туфли)

– Назовите слово с ударением на первом слоге? На третьем?

– На какой звук падает ударение в словах?

        VIII

Игра «Назови обувь»

– Какую обувь вы еще знаете? Назовите,  ударный слог?

        IX

– Про ударный слог есть прекрасное стихотворение, я сейчас вам его прочту:

Ударный слог,

 Ударный слог –

 Он назван так недаром.

 Эй, невидимка – молоток,

 Отметь его ударом!

 И молоток стучит, стучит,

 И чётко речь моя звучит!

        XI

-А сейчас у нас с вами, будет физминутка, и мы отдохнем от столь насыщенного материала.

        XII

Ну вот мы отдохну, и сейчас подошло время к подведению итогов, скажите ребята,  что такое слог? А сколько в слове бывает слогов? Какой слог называется ударный?

И в заключение послушайте пожалуйста стихотворение:

Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к Ударению сходили

И все его секреты мы раскрыли

.Принц Ударение, конечно, «мОлодец»

,А каждый из нас «молодЕц». 

Спасибо всем за работу на уроке , мне очень понравилось с вами работать. До свидания.

Фонетический разбор слова «тыква» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

Буква Звук Характеристики звука Цвет
т [т] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный т
ы [] гласный, ударный ы
к [к] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный к
в [в] согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный в
а [а] гласный, безударный а

Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 5 букв и 5 звуков.
Буквы: 2 гласных буквы, 3 согласных букв.
Звуки: 2 гласных звука, 3 согласных звука.

Предложения со словом «тыква»

Очистить и нарезать кусочками

тыкву

.

Источник: Огюст Эскофье, Кулинарный путеводитель. Рецепты от короля французской кухни.

Самый простой рецепт — приготовить из мякоти

тыквы

пюре.

Источник: Н. М. Звонарев, Бахчевые культуры. Сажаем, выращиваем, заготавливаем, лечимся, 2011.

Питательная маска из сырых семян

тыквы

обогащает кожу полезными веществами, смягчает её и помогает избавиться от пигментных пятен.

Источник: О. В. Сладкова, Дизайн ногтей: самые модные узоры, 2011.

Сочетаемость слова «тыква»

1. очищенную тыкву

2. огромная тыква

3. большая тыква

4. мякоть тыквы

5. кусочки тыквы

6. цвет тыквы

7. превратиться в тыкву

8. добавить тыкву

9. выращивать тыквы

10. (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «тыква»

ТЫ́КВА , -ы, ж. 1. Растение с лежачими стеблями и крупными круглыми или овальными плодами, культивируемое на бахчах. (Малый академический словарь, МАС)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...